Всероссийская олимпиада школьников — крупнейшее интеллектуальное соревнование, в котором ежегодно принимают участие более 6 миллионов школьников со всей страны.
Путь всех победителей непростой. Мы продолжаем рассказывать олимпиадные истории успеха наших замечательных ребят.
Сегодня героем интервью стал 10-классник школы №38, победитель регионального этапа ВсОШ по обществознанию Иван КРЕТОВ.
Впервые принимаешь участие во Всероссийской олимпиаде школьников?
- В школьном этапе участвую с 5 класса, в муниципальном с 7 класса, в региональном с 9 класса, в заключительном этапе выпала возможность поучаствовать в этом году (в 10 классе). Писал всегда самые разные предметы от астрономии до литературы, но значительных успехов я достиг только в обществознании.
Как ты узнал про ВсОШ?
- Первоначально, от учителей в школе, которые предлагали мне поучаствовать в какой-то олимпиаде. Но хорошее представление о том, что это именно такое ВсОШ, помогли сформировать различные интернет-группы в олимпиадном сообществе.
Что именно заинтересовало в олимпиадном движении?
- Пожалуй, сразу несколько вещей. Во-первых, поступление в лучшие вузы страны, минуя стресс, вызываемый ЕГЭ. Это очень радует. Во-вторых, общение с единомышленниками. Среди олимпиадников лично мне куда проще найти приятных и классных людей с общими интересами. В-третьих, желание углубиться в любимые науки, что почти невозможно сделать в рамках школьной программы. Политология, социология, культурология, право, философия и экономика объединены в один предмет — обществознание, и на каждую науку отводится очень небольшое количество материала и времени для изучения. Благодаря олимпиадам получается углубиться больше в те сферы, которые мне интересны.
Какие предметы для тебя наиболее интересны и почему?
- Предпочитаю не распыляться на несколько предметов. Упор в олимпиадах и учебе я делаю на обществознание. Моими любимыми сферами являются политология и социология. В какой-то момент, на протяжении нескольких месяцев, пытался одновременно с этим заниматься и правом, но понял, что не хватает сил на качественную подготовку по обоим предметам. В свободное время мне также очень нравится что-то читать или смотреть связанное с историей.
Сомневался ли когда-нибудь в своих способностях? Казались ли задания по-настоящему сложными или невыполнимыми?
- А какой человек хоть раз жизни в себе не сомневался? Попадая в олимпиадное движение, ты начинаешь так или иначе сравнивать себя с другими, тебе начинает казаться, что ты учишься недостаточно, знаешь куда меньше, чем знают другие. Это сеет внутри семена неуверенности в себе и своих способностях. Нужно оставлять все сомнения! Друзья, будьте уверены в себе! Задания бывали сложными, бывало не хватало на них времени, а вот невыполнимыми – нет. Все же обществознание не физика и не математика. Конкретно на ВсОШ по моему предмету, главное – это умение применять свои навыки и знания об обществе на практике.
Что помогает тебе достигать высоких результатов на олимпиадах?
- Во-первых, в течение самой олимпиады необходимо быть сосредоточенным и не волноваться, это 50% успешного написания этапа, говорю на своем горьком опыте. Очень важно также хорошо поспать перед туром, недосып может крайне плохо сказаться на результатах. Во-вторых, упорная и регулярная подготовка на протяжение более года: чтение учебников и книг, просмотр лекций, участие в семинарах, регулярная практика решения олимпиадных заданий. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда! В-третьих, общегуманитарная эрудированность, которая очень важна для обществознания. Каждый год составители придумывают новые задания на неожиданные темы, и никогда не знаешь какая статья, фильм, ролик на Ютубе могут оказаться полезными. Если говорить не только про ВсОШ, а еще и про перечневые олимпиады от различных вузов, там твоя эрудированность становится еще более актуальной, особенно при написании эссе.
Дай 3 основных совета, которые помогут при подготовке к олимпиаде?
- Первый совет. Свой предмет надо любить. Вряд ли у вас получится себя заставить регулярно заниматься в течение продолжительного времени тем, что совсем не нравится, даже если вам это необходимо для поступления в вуз мечты. Ищите различные подходы к подготовке и изучению материала, старайтесь познать эстетику сего действия. В олимпиадах всё должно быть по любви.
- Второй совет. Не надейтесь в подготовке только на себя. Только школьный учитель и учебники не смогут вас подготовить к ВсОШ или тем более перечневой олимпиаде, сколько времени вы бы не тратили на это. Большинство педагогов не то, что не знакомы с тонкостями подготовки к ВсОШ, а могут даже не знать чем муниципальный этап отличается от регионального. Стоит еще и отметить, что конкретно обществознание состоит из множества разных сфер, которые все сразу. Готовиться нужно куда больше и дольше, крайне много делать и решать самому. В олимпиадном обществознании и во многих других предметах сильно развит рынок онлайн-школ, советую вам воспользоваться их ресурсами для подготовки. Они вам и учебники хорошие порекомендуют, и предоставят возможность для практики, и материал необходимый дадут.
- Третий совет. Чем больше и раньше, тем лучше, но не переусердствуйте! Готовиться к олимпиаде надо начинать заранее. Если вы сейчас сидите и думаете, что возьметесь за дело осенью, за месяц, за две недели до регионального этапа ВсОШ/заключительных этапов перечневых олимпиад, то это крайне самонадеянно. Чем раньше начнете, тем больше у вас преимущество в сравнении с остальными. И учиться надо много, очень. Однако важно не забывать про свое здоровье как ментальное, так и физическое. Если чувствуете, что ресурс для подготовки исчерпан, то стоит дать себе выдохнуть, иначе можно получить эмоциональное выгорание, что крайне плохо скажется на результатах туров и на вас. Мой учитель физики очень любил говорить это, и я запомнил на всю жизнь, что здоровье — это главная ваша ценность, друзья!
Есть ли какие-то талисманы, приметы, которые помогают при написании ВсОШ?
- Я не суеверный от слова совсем. Есть только традиция, сложившаяся еще в 9 классе, надевать на важные для меня этапы одну и ту же определенную белую рубашку.
Какие качества развивает участие во ВсОШ?
- Стрессоустойчивость. После написания миллиона различных этапов, решения разнообразных заданий это качество как-то само по себе приходит к тебе, и продолжает тебе помогать не только в олимпиадах, но и в жизни. Эрудированность. Если говорить конкретно про гуманитарные предметы, то они все очень сильно взаимосвязаны между собой. Готовясь, например, к олимпиадам по истории, ты будешь также хорошо ознакомлен с русской литературой и культурой, общественными движениями и терминами из обществознания и т. д. Целеустремленность. Участие в ВсОШ побуждает к достижению своих целей и осуществлению всех мечт не только в олимпиадах, но и в принципе в жизни.
Открыл ли ты в себе что-то новое, может быть проявилась какая-то черта характера, о которой раньше не подозревал?
- Знаете, никогда не рефлексировал на эту тему, но мне кажется скорее нет. Меняло ли участие в олимпиадах меня как личность, мой характер – определенно да! Они присутствуют в моей жизни слишком долго. Однако чего-то принципиально нового не открыло, а только развивало уже имеющееся. Я стал еще более упорным, целеустремленным, открытым и общительным человеком.
Как относятся твои близкие к тому, что участвуешь во ВсОШ?
- После неудач меня поддерживают и утешают, после успехов поздравляют. Мне всегда есть кому выговориться и выплакаться, с кем разделить радость победы. Однако все же мои друзья куда больше погружены в эту тему. Главное, что всегда были два человека, которые поддерживали меня в любых моих решениях и помогали на протяжении всего олимпиадного пути (и по жизни) — это моя мама и моя учительница обществознания, за что я им безмерно благодарен.
Что изменилось в твоей жизни после победы во ВсОШ?
- Конкретно после статуса победителя регионального этапа по обществознанию в этом учебном году – абсолютно ничего, вообще. После статуса победителя в прошлом учебном году – абсолютно все. Гиперболизирую, конечно, но поменялось очень многое. Диплом регионального этапа стал большой неожиданностью, так как профильными предметами для меня были математика и физика, а усиленная подготовка мной велась к региональному этапу по астрономии. Тут сыграли свою роль эрудированность, о которой в тот момент я и узнал, и удача. После непродожительной рефлексии обнаружилось, что гуманитарные предметы, а конкретно обществознание, мне ближе, и я начал упорную олимпиадную подготовку именно к нему. А затем появилось и понимание: куда хотелось бы мне поступить, почему и зачем.
Расскажи о своих планах на будущее и как участие во ВсОШ может помочь?
- ВсОШ, а конкретно диплом заключительного этапа, может мне помочь поступить на образовательную программу “Политология” в НИУ ВШЭ г. Москвы, куда у меня, к сожалению, пока нет права поступления без вступительных испытаний. Однако это право мне могут дать и другие олимпиады, из перечня минобрнауки. И упор в подготовке в 11 классе я буду делать именно к ним, а не к ВсОШ. Диплом регионального этапа мне в жизни вряд ли как-то поможет. Разве что благодаря денежной премии, которую у нас платят ребятам с дипломом победителя, появляются дополнительные финансы, которые можно потратить на улучшение качества своей жизни и саморазвитие, что безусловно крайне приятно.
Есть ли глобальные цели и задачи, которые хочется достигнуть?
- Конечно! В первую очередь очень хотелось бы в следующем году получить диплом победителя олимпиады “Высшая проба” по профилю политология (в этом году только призер), и несколько других дипломов олимпиад из перечня РСОШ. Также сейчас очень актуальной целью для меня является успешная сдача вступительных экзаменов в московскую школу олимпиадной направленности для перехода туда на следующий учебный год.
Поделись своей мечтой.
- Очень хочу побывать на концерте Тейлор Свифт! Одна из моих самых любимых исполнительниц, безумно нравится лирика и мелодичность ее песен, под них всегда можно и радоваться, и плакать. Хотелось бы, конечно, попасть на The Eras Tour, который идет прямо сейчас, но это уже, к сожалению, нереально. Буду очень ждать следующего тура.