Всероссийская олимпиада школьников — крупнейшее интеллектуальное соревнование, в котором ежегодно принимают участие более 6 миллионов школьников со всей страны.
Путь всех победителей непростой. Мы продолжаем рассказывать олимпиадные истории успеха наших замечательных ребят.
Сегодня героем нашего интервью стала 11-классница ВУВК им. А.П. Кисилева, призер регионального этапа ВсОШ по математике Полина ФЕОФАНОВА.
Впервые принимаешь участие во Всероссийской олимпиаде школьников?
- Нет, участие во ВсОШ принимаю не в первый раз. Однако с каждым годом начинаю подходить к этому все более ответственно. Если в 9 классе для меня это было интересным способом проверить собственные знания, то сейчас, как и для многих других 11-классников, многие олимпиады являются путём к поступлению.
Как ты узнала про ВсОШ?
- Про олимпиаду я узнала в школе, хотя сейчас кажется, будто интеллектуальные состязания присутствовали на всём моем школьном пути. Сложно сказать, когда именно я начала заниматься этим, если говорить в целом о дополнительных занятиях, а не об осознанной подготовке именно ко ВсОШ со всей спецификой заданий.
Что именно заинтересовало в олимпиадном движении?
- В олимпиадном движении меня заинтересовало то, что оно предоставляет повод достаточно сильно углубиться в предмет изучения. У меня всегда были проблемы с тем, что мое время занимали другие предметы, обязательные по школьной программе. Когда я готовлюсь к олимпиадам, то погружаюсь в один-два предмета полностью. Конечно, всестороннее развитие обязательно для каждого, но лично мне комфортнее не отвлекаться от изучения чего-то одного на протяжении месяцев.
Какие предметы для тебя наиболее интересны и почему?
- Я могу заниматься только математикой, хотя участвую в олимпиадах по математике и английскому. Скорее, влияет специфика самих дисциплин. Понимаю, что метод изучения английского существенно отличается от осваивания олимпиадной математики. Когда для разбора определенной темы по математике приходится сидеть над задачниками и сборниками днями и неделями, в английском наибольший вклад в обучение внесет максимальное интегрирование в англоговорящую среду: потребление бытовой информации, медиа-контента, общение на английском. Несмотря на то, что времени математике я уделяю существенно больше, чем английскому, оба предмета мне одинаково интересны.
Сомневалась ли когда-нибудь в своих способностях? Казались ли задания по-настоящему сложными или невыполнимыми?
- Мне кажется, подобные чувства в определенной степени знакомы каждому. Если человек никогда не сомневается в своих силах и действиях, он может не замечать своих ошибок. Поэтому, этим он будет тормозить свой прогресс, ведь осознание того, что именно ты сделал не так, является путем к исправлению и запоминанию этой ошибки. Конечно, часто бывает, что я сомневаюсь в своих силах. В олимпиадном сообществе это ощущается достаточно сильно: кажется, что вокруг все гораздо умнее тебя. И здесь лежит тот урок, который я вынесла из своего опыта и к которому часто прибегаю. Сравнивать себя стоит не с другими, а с собой из прошлого. Когда не решил какую-нибудь задачу на олимпиаде, подумай о том, что ты всё же решил. Оцени, смог бы ты в прошлом году решить эти задачи. Если ты уверен, что год назад выступил бы хуже – можно поздравить себя, ты прогрессируешь. И еще через год, возможно, о сегодняшних нерешенных задачах ты подумаешь, как о простой разминке.
Что помогает тебе достигать высоких результатов на олимпиадах?
- Я осознала, что для меня дисциплина важнее мотивации. Как говорят, лампочка отличается от олимпиадника тем, что она не работает, когда перегорит. В этой шутке для меня нашёлся элемент реалистичности: я верю в то, что если ты не талантлив или гениален от природы, для достижения успеха придётся много учиться. Моя дисциплина помогает мне стабильно расти над собой и приближаться к исполнению сокровенных желаний.
Дай 3 основных совета, которые помогут при подготовке к олимпиаде?
- Самое основное, я считаю, при подготовке к определенным олимпиадам прорешивать задания прошлых лет. Рассматривать типичные для этой олимпиады темы, которые присутствуют в ней каждый год.
- Необходимо обращать внимание на собственное физическое и моральное состояние. Конечно, моментами придется через нежелание или усталость заниматься, но, все же, нужно знать лимиты. Возвращаясь к аналогии с лампочкой – конечно, перегорев, все еще можно продолжать работать, но, поверьте, это не продлится долго. Иногда нужно уметь отдыхать, чтобы с новыми силами заниматься в несколько раз усерднее.
- И, конечно, немаловажной частью жизни олимпиадника являются те знакомства, которые он приобретает на своем пути. Порой в олимпиадном сообществе можно найти очень интересных людей, с ними можно будет не только вместе заниматься или обсуждать задания, но и просто приятно проводить время. Решающим фактором также является то, что обычно в одной сфере подобные новые знакомые имеют те же цели, что и ты. Они являются твоими потенциальными будущими одногруппниками или коллегами.
Есть ли какие-то талисманы, приметы, которые помогают при написании ВсОШ?
- Я стараюсь не опираться на определенные приметы, когда иду на олимпиаду, надеюсь лишь на собственные силы. Но насчет талисмана: у меня есть подвеска, которую подарила мне моя подруга из Москвы, и я всегда стараюсь носить ее на все олимпиады. Не могу точно сказать, почему, но мне с ней спокойнее. Возможно, когда я вспоминаю о своих близких людях и том, как сильно они в меня верят и поддерживают, я сама начинаю больше верить в собственный успех
Какие качества развивает участие во ВсОШ?
- Участие в различных олимпиадах в первую очередь развивает критическое мышление. Оно может помочь в развитии коммуникативных навыков, самодисциплины и уверенности в себе.
Открыла ли ты в себе что-то новое, может быть проявилась какая-то черта характера, о которой раньше не подозревала?
- До участия в олимпиадах я не догадывалась о силе собственного духа, о своей целеустремленности. Я была приятно удивлена, когда осознала, как сильно я готова вкладываться в достижение своих целей.
Как относятся твои близкие к тому, что ты участвуешь во ВсОШ?
- Мои близкие уважают мое стремление заниматься олимпиадами и всячески поддерживают меня в этом, как морально, так и материально. Кроме того, близкие друзья также временами волнуются за мое выступление на олимпиадах, но все равно верят в мои силы и знания.
Что изменилось в твоей жизни после победы во ВсОШ?
- Могу сказать, самое важное, что я для себя вынесла из олимпиады – опыт. Под этим я подразумеваю и новые знания, и знакомства, и много других замечательных приобретений, что пришли в мою жизнь с олимпиадами.
Расскажи о своих планах на будущее и как участие во ВсОШ может помочь?
- В будущем я хочу найти такую работу, занимаясь которой смогу принести реальную пользу обществу и близким. Хотя сейчас я и собираюсь поступать на программную инженерию, возможно, моя будущая работа и не будет связана с этой специальностью. Участие во ВсОШ, помимо полезных знакомств и знаний, также даёт мне дополнительные баллы к поступлению.
Есть ли глобальные цели и задачи, которые хочется достигнуть?
- Одна из главных целей моей жизни – полностью осознать все свои способности и научиться грамотно интегрировать их в свою деятельность, иначе говоря, гарантировать максимальную пользу своей работы обществу и мне самой.
Поделись своей мечтой.
- Я мечтаю достичь такого уровня самореализации, чтобы можно было гарантировать стабильность в жизни. Конечно, рост-это круто, но он не является стабильностью, к которой я стремлюсь. Иначе говоря, хочу достичь максимальной реализации собственного потенциала.