Всероссийская олимпиада школьников — крупнейшее интеллектуальное соревнование, в котором ежегодно принимают участие более 6 миллионов школьников со всей страны.
Путь всех победителей непростой. Мы продолжаем рассказывать олимпиадные истории успеха наших замечательных ребят.
Сегодня героем нашего интервью стала выпускница гимназии №9, победитель регионального этапа ВсОШ по литературе Мария МАЗЕНКО.
Впервые принимаешь участие во Всероссийской олимпиаде школьников?
- В школьном этапе ВсОШ впервые поучаствовала в 5 классе. Конечно, тогда я не думала, насколько важное значение приобретет в моей жизни олимпиадное движение. Мне просто была интересна литература.
Как ты узнала про ВсОШ?
- Про олимпиаду много говорят в школе, призывают участвовать в ней. Насколько я помню, узнала от учителя литературы, хотя на тот момент до конца не понимала значение олимпиады. Я не задумывалась о льготах, которые дают олимпиады при поступлении в вузы. Обо всём этом я узнала только в 9 классе.
Что именно заинтересовало в олимпиадном движении?
- Олимпиадное движение казалось испытанием, которые проходят не обычные школьники, а сверхлюди. Было ощущение, что где-то рождаются люди с особым предназначением выигрывать олимпиады. Поэтому, когда в 7 классе учительница сказала, что я прошла в муниципальный этап олимпиады по литературе, я уже восприняла это как свою маленькую победу. Олимпиаду было писать невероятно интересно. До сих пор помню все задания оттуда и свое удивление, насколько интересно работать с текстом. А потом я стала победителем этого муниципального этапа. В тот момент олимпиады стали казаться не далекой мечтой, а реальностью. Оказалось, что стать частью этого мира — возможно. А вместе с этим сделать свою жизнь ярче.
Какие предметы для тебя наиболее интересны и почему?
- В олимпиадном движении я, в основном, занимаюсь литературой. Одно из лучших качеств литературы – свобода, которую она даёт. Свобода в разнообразии интерпретаций. В бесконечном количестве трактовок и ответов на вопросы авторов. Возможность попробовать привнести в литературу что-то новое и посмотреть на неё со всевозможных углов – самое прекрасное в этой области.
Сомневалась ли ты когда-нибудь в своих способностях? Казались ли задания по-настоящему сложными или невыполнимыми?
- Сомневаться в себе приходилось много раз. Труднейшая часть олимпиад — бесконечная конкуренция. К 11 классу ты уже узнаёшь большинство соперников. Знаешь уровень большинства из них, понимаешь, что вы все примерно на одном уровне. Поэтому, легко усомниться в своих силах. Важно снова обратиться к мысли, что в олимпиадном движении есть место только гениям. Необходимо помнить, что любая работа не напрасна. В итоге любой опыт и знания находят применение. Сложные задания, конечно, встречались. Но они помогают обнаружить слабые места. Всегда помогала мысль, что тоже самое сейчас чувствуют и другие участники. Невыполнимые задания приходится выполнить каждому из вас.
Что помогает тебе достигать высоких результатов на олимпиадах?
- Высоких результатов мне помогает достигать стабильность в подготовке. Не всегда получается столько, сколько нужно. Но я стараюсь прописывать или хотя бы продумывать план работы. К примеру, какие задачи я должна выполнить к концу недели. Но не менее важен и самонастрой. Мой папа всегда вдохновлял меня пословицей «Не боги горшки обжигают». Я настраивала себя на то, что сделаю всё, что в моих силах на олимпиаде. Нужно не пытаться угадать результат или сравнивать свои успехи с успехами соперников. Любая задача выполнима, если подойти к ней с уверенностью и готовиться должным образом. Очень помогают мои близкие. Их вера вдохновляет, поддерживает, дает силы.
Дай 3 основных совета, которые помогут при подготовке к олимпиаде?
- Во-первых, нужно работать не в ущерб себе. Общаться с друзьями, уделять время на хобби. Наслаждаться жизнью нужно и во время подготовки. Иначе легко выгореть своим предметом.
- Во-вторых, надо помнить, что ты занимаешься тем, что искренне любишь. Смотрите мотивационные фильмы, интервью с людьми, достигшими успехов в вашей сфере. Не забывайте о том, для чего вы работаете, как вам это поможет. Пытайтесь разнообразить свою деятельность тем, что действительно доставляет вам удовольствие в вашем предмете.
- В-третьих, необходимо помнить, что неудачи естественны. Большинство олимпиадников имеют за плечами тяжелый опыт проигрышей. Но смирение и готовность не сдаться после поражения, в конечном итоге, приведут вас к успеху. Труд действительно окупается. Ваши знания важны и нужны.
Есть ли какие-то талисманы, приметы, которые помогают при написании ВсОШ?
- Я не суеверный человек, и к приметам отношусь скептически. Есть такое мнение, что нельзя мыть голову перед экзаменами. Мне кажется, чем лучше ты выглядишь, тем увереннее себя чувствуешь на олимпиаде. Внешний вид часто соотносится с внутренним ощущением. Поэтому моя формула — выспаться и хорошо выглядеть в день написания. Заряжают меня и пожелания успехов от друзей.
Какие качества развивает участие во ВсОШ?
- Олимпиады развивают ответственность, стойкость, уверенность, умение мыслить быстро, спокойствие в нервной обстановке.
Открыла ли ты в себе что-то новое, может быть проявилась какая-то черта характера, о которой раньше не подозревала?
- Некоторые задания, которые я выполняю на олимпиадах, я бы не сделала при подготовке дома. Условия стресса на олимпиаде заставляют мозг работать иначе.
Как относятся твои близкие к тому, что ты участвуешь во ВсОШ?
- Мои близкие очень меня поддерживают. Это невероятно важно — знать, что тебе будет и с кем погрустить, если результат будет не таким, какой ожидаешь. И, естественно, будет с кем порадоваться, если всё пройдёт успешно.
Что изменилось в твоей жизни после победы во ВсОШ?
- Я на победу не рассчитывала, но она оказалась для меня важной. Доказала себе, что умею работать с тем, что так люблю.
Расскажи о своих планах на будущее и как участие во ВсОШ может помочь?
- Я закончила 11 класс, поэтому планирую сдать ЕГЭ и поступить в Высшую школу экономики на филологический факультет. Победа в заключительном этапе Высшей пробы дает возможность сделать это без вступительных испытания с подтверждением ЕГЭ по литературе. Участие во ВсОШ — это мой первый олимпиадный опыт. Подготовка к региональному этапу в течение нескольких лет дала мне ту базу знаний, которой я активно пользовалась и на перечневых олимпиадах.
Есть ли глобальные цели и задачи, которые хочется достигнуть?
- С 9 класса глобальной целью было призовое место в заключительном этапе ВсОШ. Но, к сожалению, пройти в заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников так и не удалось. На данном этапе моя цель — это сформировать новые цели в дальнейшей жизни. Но, конечно, важным для меня остается совершенствоваться в интеллектуальном и духовном планах.
Поделись своей мечтой.
- Моя мечта — быть счастливым человеком в окружении любимых и не менее счастливых людей. А также, заниматься любимым делом.